18 дек. 2008 г.

И снова...

И снова про книги. Овод - книга, которая заставила меня плакать. И персонажи этой книги, все - это часть одной человеческой личности, идеальной и сильной. Но она разбита - и три человека, главных героя, по-своему ошибаются и по-своему правы.

Образ Артура по-своему привлекает, отталкивает и ранит своей сложностью и силой. Уже изъедены молью предания о героях, претерпевших ряд неудач, но все же закончивших жизнь хеппи-эндом. По-настоящему трогает и ранит человека лишь образ, более реалистичный или более неординарный, но со своими недостатками. Для того, чтобы читать по идеал, есть мифы и легенды. А такие книги, как "Овод" застваляют задуматься обо всем, что было в жизни, что правильно, что нет, что можно простить. Конечно, для всех есть своя мера страдания, но человек, восставший после унижений и боли, прозаичных и не связанных со спасением мира, и сохранивший все человеческие качества - заслуживает гораздо большего уважения чем пресловутые герои, жертвующие собой ради любви или родины. Ведь самое трудное, упав на дно, увидеть вверху свет и взобраться еще выше, чем откуда ты когда-то упал, поверить в то, что ты это сможешь, без всякой поддержки. Герои войн, лагерей, знали, ради чего они гибнут - и их цель была хорошей заменой жизни. Если у тебя есть цель, ты потерпишь многое ради нее, не поколебав гордость. А вот снова поверить в мир, отвернувшийся от тебя... Любой сильный человек однажды может быть сломлен. Только один становится после этого слабым, а другой - уходит. И уйти в этой ситуации - лучший вариант.

Джемма - образ сильной женщины, преданой своей идее. Перенести столько ударов судьбы, столько напряжения - и выглядеть, как ни в чем не бывало, не проклясть идею, но следовать ей неуклонно может не каждый. Она смогда. И чувство вины, которое медленно отравляло ее жизнь с юношеских лет, могла бы оказаться самым страшным ударом судьбы, бомбой замедленного действия - но не оказалось. И все-таки жить с болью, чувством вины и любовью к мертвому чеоловеку - самое страшное испытание. А потерять этого человека еще раз - это значит добить душу. И все же она жила.

Монтанелли - на мой взгляд, самый противоречивый герой книги. Сделав столько искреннего добра людям, будучи человеком нравственно чистым - он хранил в душе самый страшный свой поступок. Принеся на алтарь бога сына и не получив ничего взамен, он продолжал жертвовать и жертвовать, делая лучше одним людям, но медленно и болезненно убивая собственного сына. И в конце ради идола, ради чистоты перед богом, он подписал смертный приговор сыну. А потом все же не выдержал и, произнеся последнюю, самую правдивую проповедь, погиб. "Разрыв сердца - довольно правдоподобная причина смерти", как сказал Мартини. Монтанелли умер от разрыва сердца, но не в медицинском смысле слова, он умер вместе с Артуром. А до времени его биологической смерти, тело существовало по инерции.

И червертый герой произведения. Бог. Очень часто мольбы к нему бессмысленны и тот бог, которого подразумевают книги - это идол, на которого можно просто сложить все причины неудавшейся судьбы. Это не высшее существо, а оправдание. На мой взгляд, бог есть не в том понятии, как о нем пишут, и ему не нужны те жертвы, которые приносят мученики. Даже в Священном Писании бог милостив - а значит ему не нужны жертвы и нет причин кланяться и замаливать любые упущения. Он не хозяин. Бог - это просто совесть человека.

_________________________________________

Вот такая я. Одни пишут про личную жизнь, другие еще про что-то, а я пишу про чувства. И плевала я на то, что книги сейчас - это не модно. Нет, это всегда модно. Потому что чувства вечны и лучший проводник мыслей и чувств - не фильм, а книга.

Ярлыки: ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница